Проекты в доу по дымковским игрушкам. Проект «Дымковская игрушка» (средняя группа). Актуальность выбранной темы
Паспорт проекта «Дымковская игрушка»
Вид проекта:
познавательно-творческий, долгосрочный.
Участники проекта:
воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы.
Продолжительность проекта:
2014-2015 учебный год.
Актуальность темы:
история народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Меня заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок по мотивам дымковской игрушки, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и игровой деятельности.
Гипотеза:
знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развивать интерес детей к традициям и истории русского народа.
Цель проекта:
Формирование интереса к произведениям искусства;
Воспитание интереса к художественно – творческой деятельности;
Развивать устойчивый интерес к народным промыслам;
Создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи:
Создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;
Познакомить детей с историей дымковской игрушки;
Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;
Продолжать воспитывать на народных традициях, показывая связь народного декоративно-прикладного искусства, народной музыки и устного народного творчества, прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
Использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;
Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;
Развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.
Основные направления работы с детьми:
Совместная деятельность взрослого и ребенка;
Самостоятельная деятельность детей;
Беседа;
Расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера;
Рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций;
Чтение художественной литературы, разучивание стихов о Дымкове, русских потешек;
Художественное творчество;
Театрализованная деятельность (обыгрывание готовых фигур по сюжетам русских народных потешек);
Игры.
Принципы реализации проекта:
Принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность, игры, музыка);
Принцип доступности.
Методы и приемы, используемые в работе:
методы, которые использовались, были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных нами в данном проекте, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.
Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами.
Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, создание проблемной ситуации.
Игровой метод.
Для создания мотивации использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялись художественное слово и музыкальное сопровождение.
Создание фигурок и поделок сопровождаем речью. Используем заучивание стиха, и сочинение сказки. В процессе работы дети и стишок выучат и фигурку освоят, легко запомнят и рассказ-объяснение и новые понятия, обогатят свой словарь, развивая образное мышление.
Важен не только конечный результат, но и сам процесс создания фигуры, художественное слово, вопросы детей, ответы, советы и, конечно, игра. Мы не старалась добиться одновременного окончания работы всеми детьми, кто-то сделал и пошел играть с поделкой, а с остальными мы доделываем.
Фигура готова. Но она белая, не интересная. На помощь приходят краски и детская фантазия. Фигурки оживают, становятся яркими. Каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали.
Анкетирование «Как мы проводим время с ребенком после детского сада?»;
Беседы с родителями о важности ознакомления с историей и искусством русского народа для всестороннего развития личности ребенка;
Консультация «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»;
Презентация проекта « Мини – музей Дымковской игрушки».
Подбор информации о народном промысле Дымково;
Совместное творчество;
Выставка работ, выполненных по мотивам дымковской игрушки в разных техниках;
Создание условий:
немаловажное значение имеет создание условий для развития конструктивного мышления, творческих способностей, установления атмосферы дружбы и доверия – это наличие необходимых материалов и их свободное пользование, оформление выставок из детских работ, оборудовать место в группе «Мини – музей», подобрать литературные произведения для настольного театра.
Предполагаемые результаты:
Применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);
Проявление творчества при изготовлении поделок;
Применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.
Этапы реализации проекта:
1 этап - Подготовительный
2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы
3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов
4 этап - Презентация проекта
Обеспечение:
познавательная литература, художественная литература, фотоальбомы, материал для изобразительного творчества, дополнительный материал и атрибуты для театрализованной деятельности.
Коммуникативные навыки:
Дети получают удовольствие от совместной деятельности со взрослым;
Получают положительные эмоции от творческой деятельности;
Пользуются речью как средством общения со сверстниками;
Испытывают чувство гордости за самостоятельно созданный продукт деятельности и за созданный совместно со взрослым.
Продукт проектной деятельности:
Создание «Мини – музея»;
Детские работы;
Коллекция поделок для «Мини – музея»;
Изготовление дидактических игр: «Поможем художнику», «Волшебные игрушки», «Наряди барышню».
Заключение.
Отличительной особенностью данного проекта является реализация идеи о нравственном и патриотическом воспитании дошкольника через художественно – творческую деятельность и игру с народной игрушкой и знакомство с народным промыслом. Организация деятельности в рамках проекта «Дымковская игрушка» предполагала взаимодействие взрослых и детей, в котором объектом исследования выступала игрушка, как самоценный объект окружающей среды, важный элемент в жизни дошкольника.
Литература
1. Гаврилова В. В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий / под ред. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143с.
2. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и метод. рекомендкции. –М.: Мозаика – Синтез, 2008.
3. Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы. – М.: Современник, 1989.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. –М.: Мозаика – Синтез, 2010.
5. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкол. Учрежд. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2008.
ПРОЕКТ
Дымковская
игрушка
воспитатель: Давыденко О.И.
Проект «Дымковская игрушка» разработан и апробирован воспитателем МБДОУ «Детский сад» № 96 «Светлячок» города Прокопьевска Давыденко О.И.
Материалы проекта могут быть использованы педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению детей с народным промыслом России «Дымка».
Паспорт проекта
«Пусть ребенок чувствует красоту
И восторгается ею, пусть в его сердце и
В памяти навсегда сохранятся образы,
В которых воплощается Родина»
(В. А. Сухомлинский)
Наименование проекта: Дымковская игрушка.
Разработчики проекта: воспитатель Давыденко О. И.
Вид проекта: исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере дымковской игрушки.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения и выразительными средствами дымковской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);
- развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников,
навыки действовать коллективно;
- воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
Актуальность проблемы:
приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.
Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. В нашем городе меньше возможностей реально приобщить детей к народной культуре, так как нет разнообразия выставок народно-прикладного искусства, отсутствуют музеи русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Механизм реализации проекта:
Формы работы с дошкольниками:
- беседы о дымковских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании
- рассматривание элементов росписи
- рисование основных элементов дымковской росписи в порядке усложнения
- занятия
- познавательные рассказы воспитателя
- просмотр слайдов
- дидактические игры
- чтение и заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках
- раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек
- рассматривание иллюстраций и др.
Взаимодействие с родителями:
- консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
- изготовление папки-раскладушки «Дымковская игрушка».
Деятельность педагога:
- подбор литературы о народном промысле "Дымка"
- иллюстраций дымковских изделий
- изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек
- создание мини-музея «Дымковская игрушка»
Продукт проектной деятельности:
- мультимедийная презентация «Дымковская игрушка»;
- мини-музей «Дымковская игрушка».
Ресурсное обеспечение проекта:
- информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
- материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);
- кадровое (педагоги ДОУ, родители).
Сроки и этапы реализации проекта:
Проект осуществляется в несколько этапов:
- Организационно-подготовительный.
- Основной (этап непосредственной реализации).
- Итоговый (результативный, рефлексивный).
Организационно-подготовительный:
Обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;
Подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;
Разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;
Составление плана реализации проекта;
Оформление папки-передвижки «Дымковская игрушка»;
Создание презентации «Дымковская игрушка».
Основной:
ознакомление с историей промысла;
Ознакомление с особенностями росписи дымковской игрушки;
Составление орнаментов;
Роспись бумажных силуэтов игрушек.
Итоговый:
Обобщение результатов работы;
Оформление мини-музея «Дымковская игрушка».
Ожидаемые результаты:
дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;
выделяют характерные средства выразительности дымковской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре и т.п.;
лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;
самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.
Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.
Информационные ресурсы
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – Волгоград.: Учитель, 2011.
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №12 «Аленушка» с Восток.
Проектная деятельность в старшей группе.
Тема: «Дымковская игрушка».
Провела:Воспитатель:
Саутченкова.О.Н.
с. Восток.
2017 г.
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею, пусть в его сердце и
в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина»
(В. А. Сухомлинский)
Тема: Дымковская игрушка.
Вид проекта: исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере дымковской игрушки.
Задачи:
познакомить с историей возникновения и выразительными средствами дымковской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);
развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников,
навыки действовать коллективно;
воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
Актуальность проблемы:
приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.
Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают, отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. В нашем селе меньше возможностей реально приобщить детей к народной культуре. Так как нет разнообразия выставок народно-прикладного искусства, отсутствуют музеи русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Механизм реализации проекта:
Формы работы с дошкольниками:
беседы о дымковских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании
рассматривание элементов росписи
рисование основных элементов дымковской росписи в порядке усложнения
занятия
познавательные рассказы воспитателя
просмотр слайдов
дидактические игры
чтение и заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках
раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек
рассматривание иллюстраций и др.
Взаимодействие с родителями:
консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
изготовление папки-раскладушки «Дымковская игрушка».
Деятельность педагога:
подбор литературы о народном промысле "Дымка"
иллюстраций дымковских изделий
изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек
создание мини-музея «Дымковская игрушка»
Продукт проектной деятельности:
мультимедийная презентация «Дымковская игрушка»;
литературно-художественный материал: стихи о дымковских игрушках; исторические справки;
мини-музей «Дымковская игрушка».
Ресурсное обеспечение проекта:
информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);
кадровое (педагоги ДОУ, родители).
Сроки и этапы реализации проекта:
Проект осуществляется в несколько этапов:
Организационно-подготовительный.
Основной (этап непосредственной реализации).
Итоговый (результативный, рефлексивный).
Организационно-подготовительный:
Обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;
Подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;
Разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;
Составление плана реализации проекта;
Оформление папки-передвижки «Дымковская игрушка»;
Создание презентации «Дымковская игрушка».
Основной:
ознакомление с историей промысла;
Ознакомление с особенностями росписи дымковской игрушки;
Составление орнаментов;
Роспись бумажных силуэтов игрушек.
Итоговый:
Обобщение результатов работы;
Оформление мини-музея «Дымковская игрушка».
Ожидаемые результаты:
дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;
выделяют характерные средства выразительности дымковской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и асимметрию в узоре и т.п.;
лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;
самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.
Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.
Информационные ресурсы
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – Волгоград.: Учитель, 2011.
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
Защита проекта
г. Михайловка МКОУ СОШ № 3 « Дымковская игрушка »
Руководитель проекта : Слепышева Г.В., учитель начальных классов
Цели проекта:
Способствовать эстетическому воспитанию школьников.
Воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, обобщить знание о дымковской игрушке.
Создать коллекцию дымковских игрушек.
Задачи проекта:
Самостоятельно выполнять исследовательскую и творческую работу.
Обсуждать работу в группе, выбрать удачный вариант для презентации.
Составить и разработать этапы работы над каждой проблемой.
Проблемные вопросы:
Родина дымковской игрушки.
Из чего делают дымковскую игрушку?
Характерные особенности дымковской игрушки.
Сидоров Кирилл
У всех нас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомим вас поближе с одним из них – дымковскими глиняными игрушками
Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной глины посуду, а ещё дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы они стали крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.
А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину Вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – весёлым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».
Глазунова Кристина
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Деревня Дымково
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.
История дымковского промысла и его сегодняшний день по-прежнему вызывают интерес у разных категорий людей, как исследователей, собирателей, так и просто зрителей. И каждый из них задает себе вопрос: «В чем же секрет дымковской игрушки?».
Владислав Лизун
Яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали и Белый фон
А знаете ли вы, почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.
Иголкин Артём
Вот и мы, ученики 3 класса решили исследовать, что же это за глиняная игрушка? Сможем ли мы изготовить её?
Для этого мы попросили своих родителей привезти из нашего карьера глины. Нас, учеников, конечно, в карьер не пустили, но на фотографиях мы видели, как добывают глину.
И так работа началась!
Сначала мы принесли большие куски глины в класс, затем сложили их в ёмкость и залили водой. Долго она у нас « созревала»!
Затем мы её замесили. Это была, пожалуй, самая трудная работа. Мы опять поставили её дозревать на несколько дней.
Пока готовилась глина, мы без дела не сидели. Нам пришлось много поработать и книг перечитать. Сходили в школьную библиотеку к нашей любимой Валентине Михайловне Крюковой. Она нам много интересного рассказала о дымковских игрушках, а затем пришла к нам и на классный час. Она рассказала какие еще бывают игрушки…
Наконец глина созрела и стала мягкой, как пластилин – работа закипела………
Марина Зубкова
Скатали из готовой глины шары и начали пробовать.
Лучше получались барыни, а вот с животными и птицами – сложновато.
Готовые работы мы поставили сушить поближе к теплому месту. Как только игрушки высохли. мы их начали « белить» акриловой краской, затем опять сушить. И только после того, как они высохли, началась самая интересная работа - роспись игрушек.
Галина Валентиновна, наш классный руководитель, рассказала нам об элементах дымковских узоров, их цветовом решении. Показала нам много фотографий, таблиц, слайдов дымковских игрушек.
Ц
ыкункова Алёна
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
И вот наши игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становится радостно, празднично! И не верится, что все это сделано из глины.
Не зря в народе говорят:
« Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит»
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.
Вот такую интересную и увлекательную исследовательскую работу мы провели в нашем классе, ну а какой получился результат – посмотрите.
Проект : «Дымковская игрушка »
Тип проекта : познавательно-творческий
Вид проекта : творческий
Продолжительность : краткосрочный
Срок реализации : 1 неделя
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели
Актуальность :
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народнойдымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Проблемные вопросы проекта:
Откуда пришло название «Дымковская игрушка» ?
Какие цвета используют художники?
Какими элементами расписаны изделия?
Какое настроение создают эти изделия?
Цель проекта :
формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкойи организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности
Задачи проекта :
Познакомить детей с историей дымковской игрушки.
Формировать умение создавать узоры.
Развивать умение рисовать простейшие элементы.
Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.
Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Дымковская игрушка» (старшая группа)
Проект : « Дымковская игрушка »
Тип проекта : познавательно-творческий
Вид проекта : творческий
Продолжительность : краткосрочный
Срок реализации : 1 неделя
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели
Актуальность :
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народнойдымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Проблемные вопросы проекта:
Откуда пришло название «Дымковская игрушка» ?
Какие цвета используют художники?
Какими элементами расписаны изделия?
Какое настроение создают эти изделия?
Цель проекта :
Формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкойи организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности
Задачи проекта :
Познакомить детей с историей дымковской игрушки.
Формировать умение создавать узоры.
Развивать умение рисовать простейшие элементы.
Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.
Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Гипотеза:
Впроцессе реализации проекта «Дымковская игрушка» дети и родители активно включаются в творческий и познавательный процесс. У детей формируются такие качества личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.
Совместные с родителями мероприятия формируют у них потребность в общении с детьми, повышают педагогические знания, помогают осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребенка.
Ожидаемые результаты :
Познакомить детей с историей дымковской игрушки.
Сформировать интерес к русской игрушке.
У детей будет совершенствоваться навык составления узора по собственному замыслу.
У детей совершенствуются способности создавать узоры.
Появится интерес к искусству народных мастеров.
Реализация проекта :
Подготовительный этап :
Создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта:
- Подготовка информационного пространства (консультации для родителей, папки- передвижки.)
- Сбор дидактического материала по теме проекта).
Разроботка стратегии реализации проекта
Основной этап :
Цель:
Создание условий для развития творческих и познавательских способностей в совместной деятельности всех участников проекта.
План реализации проекта